Бесплатный вебинар «Как перенести все маркетинговые задумки на сайт и выполнить план продаж. Пошаговая инструкция для маркетолога». 26 октября 19:00 (МСК) Зарегистрироваться

Мероприятие от МАЕД

Как перенести все маркетинговые задумки на сайт и выполнить план продаж.

Основы управления репутацией и PR
бесплатный вебинар 26 октября 19:00 (мск)
зарегистрироваться

Вестник маркетинга

Хотите получать полезную информацию про маркетинг?

Уйти или остаться: маркетинговые стратегии на этапе спада рынка

Уйти или остаться: маркетинговые стратегии на этапе спада рынка

В зависимости от уровня зрелости рынка каждая компания выбирает определенную маркетинговую и бизнес-стратегию. Прежде всего, необходимо четко понимать степень развития отрасли, трезво оценивать свои возможности и положение на рынке: конкурентоспособность товара, долгосрочный уровень прибыли, сбалансированность портфеля компании.

5 (1)

Стадия спада рынка неизбежна, ни один товар не может существовать вечно, а поддержание существования бизнеса может стать невыгодным. Это объясняется достижениями в области развития технологий, изменением вкуса потребителей и т. д. Как следствие этих процессов происходит затоваривание, снижение цен и сокращение прибыли. В этой ситуации компании следует принять решение об оптимальной стратегии: как правильно уйти с рынка или, наоборот, как укрепить свое положение в отрасли.

Основная задача на этапе спада — минимизация издержек. Есть несколько стратегий, позволяющих добиться этого в условиях снижения объема продаж и прибыли. Правильно выбранная стратегия позволяет пережить тяжелые времена и перенаправить свои усилия в более перспективные отрасли рынка.

Маркетинговые стратегии могут применяться как в отношении отдельных товаров (избирательное сокращение инвестиций), так и в отношении целого рыночного сегмента (отказ от производства товара и продажа основных средств с наибольшей выгодой).

Существует 4 основные стратегии ухода с рынка: сбор урожая, сокращение номенклатуры, сокращение присутствия на рынке, полное закрытие бизнеса.

Стратегия сбора урожая особенно актуальна, когда компания утратила конкурентоспособность, однако рынок является перспективным. Компания сокращает часть своих продуктов, обновляет ассортимент, возможно репозиционирование бренда. Например, с производства снимают старые модели товара при выпуске новых, усовершенствованных. При этом не стоит забывать о сокращении издержек: это доступно, в частности, за счет увольнения части персонала, что позволит сократить расходы на заработную плату и налоги.

Стратегия сокращения номенклатуры дает возможность увеличить прибыль за счет концентрации усилий и ресурсов на рентабельности ассортимента. При этом ассортимент достаточно жестко урезается, сохраняются только топовые виды продукции. Например, компания перестает производить товар, ориентированный на узкую целевую аудиторию, — шоколад с перцем или мятой, — оставляя гарантированно реализуемый горький шоколад с миндалем. Эту стратегию обычно применяют компании, у которых нет ресурсов для репозиционирования товаров, а также в условиях стагнирующих рынков. Когда компания принимает решение об исключении товара из номенклатуры, необходимо продумать, как это произвести с наибольшей выгодой. Если товар имеет хорошую репутацию, его можно перепродать другой фирме.

Стратегия сокращения рыночного присутствия подразумевает сохранение ассортимента, но при этом компания отказывается от невыгодных сегментов рынка. Эти действия могут быть вызваны ужесточением конкуренции, неконкурентоспособностью продукции и др. Например, испанская сеть магазинов одежды Desigual закрыла традиционную розницу в России, оставив лишь онлайн-продажи и сохранив при этом магазины в Европе.

Стратегия закрытия бизнеса — крайняя мера: компания закрывает производство всех товаров и услуг на всех рынках. Такое решение принимается, когда расходы превышают доходы, предпринятые меры по сохранению бизнеса оказываются нерезультативными, продукт становится абсолютно неконкурентоспособным, объем продаж значительно снижается и компания не в состоянии вести дальнейший бизнес.

Исходя из своего положения компания выбирает оптимальную стратегию, на практике может одновременно реализовываться несколько стратегий, то есть осуществляется комбинированная стратегия.



Принимаем к оплате:

Альфа-банк Русский Стандарт Банк Промсвязьбанк Банковские карты Сбербанк Yandex деньги WebMoney Qiwi кошелек
+7 (495) 984-7500