Бизнес-модель Остервальдера — это эффективная методика, которая помогает ответить на главный вопрос многих стартаперов: как выбрать бизнес-модель компании? В этой статье мы подробно рассмотрим модель Александра Остервальдера.
Девять блоков бизнес-модели Остервальдера
Согласно теории Остервальдера, каждый бизнес-проект включает в себя девять основных блоков, проработка которых позволяет найти уникальный путь развития компании на рынке, выявить конкурентные преимущества и возможные уязвимости.
Все вышеописанные блоки бизнес-модели Остервальдера позволяют подробно рассмотреть сферу деятельности компании и выявить главные преимущества стартапа на конкурентном рынке, понять, каким образом выстраивать отношения с партнерами, каким образом будут обеспечены доходы и какие статьи бизнес-проекта попадут в графу «издержки». Опишите идею своего бизнес-проекта с помощью метода Александра Остервальдера или воспользуйтесь рекомендациями автора бизнес-модели, описанными ниже.
Шесть приемов создания модели Остервальдера
Рекомендации клиента. Ориентация на продукт с точки зрения потребителя — это залог успеха. Ценность для потребителя становится основой при выборе каналов сбыта, источников получения доходов, типов построения отношений и т. п.
Создание концепции. Идеи для развития компании можно найти где угодно, а девять блоков модели — это хорошая база для новых идей. Поиск идей строится по схеме: создание команды, погружение, расширение, выбор, прототипирование.
Представление. Вам нет необходимости четко и безупречно понимать свою идею, зачастую достаточно подобрать образ. Простая картинка способна подтолкнуть к последующему формированию идеи и помочь созданию удачной бизнес-модели.
Прототипирование позволяет представить будущую бизнес-модель и провести ее обсуждение и исследование. В ходе работы, как правило, возникают новые идеи и модель получает дальнейшее развитие уже в усовершенствованном виде.
Сторителлинг. В переводе с английского «сторителлинг» — повествование историй. Александр Остервальдер придает особое значение этому способу создания бизнес-модели, так как он помогает описать и объяснить идею модели.
Сценарии. Остервальдер выделяет два типа сценариев. Первый повествует о различных элементах потребления: эксплуатация товаров и услуг, как покупатели их потребляют, а также проблемы, желания и цели потребителей. Второй представляет условия рынка будущего, в которых новая модель должна быть конкурентоспособной.
Подробнее про модель Остервальдера смотрите в нашем видео: «Бизнес-модель Остервальдера».
Инновационные бизнес-модели как залог успеха на современном рынке
Остервальдер рекомендует конструктивно анализировать уже существующие бизнес-модели и изучать среду, в которой они работают. Смысл инновационных бизнес-моделей в итоге сводится к созданию ценности — для компаний, потребителей и общества в целом. Суть процесса — замена устаревших моделей современными. Компания Apple, предложив рынку iPod и услуги онлайн-магазина iTunes.com, создала инновационную бизнес-модель, благодаря которой стала лидером в сфере онлайн-музыки. Благодаря Skype и его инновационной бизнес-модели, построенной на технологии одноранговой сети, мы имеем до неприличия дешевую международную телефонную связь и бесплатные звонки между абонентами Skype. В настоящее время Skype занимает первое место в мире по объему речевого трафика. Zipcar освободил горожан от необходимости держать автомобиль, предоставляя своим клиентам возможность в любой момент воспользоваться прокатным автомобилем с почасовой или посуточной оплатой. Создание и внедрение этой бизнес-модели стало ответом на новые потребности и обеспокоенность состоянием окружающей среды. Grameen Bank облегчает жизнь малоимущим слоям населения, внедряя инновационную бизнес-модель предоставления микрозаймов.
Толкование каждой бизнес-модели включает девять блоков, отражающих логику дальнейших шагов предприятия, нацеленных на повышение доходности. Данные блоки вбирают в себя четыре главные области активного бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктуру и финансовую эффективность компании. Бизнес-модель является стратегической тактикой, которая воплощается в жизнь благодаря организационной структуре компании.
Научиться ориентироваться во всех маркетинговых возможностях вам поможет курс NIMA-B.