Мероприятие от МАЕД

Нестандартные подходы
в контекстной рекламе

Нестандартные подходы в контекстной рекламе
Бесплатный вебинар 19 декабря, 17:00 (МСК)
подробнее
+7 (495) 984-7500
(пн.-пт. с 10:00 до 18:00)

Профессия «веб-аналитик»: как им стать и чему нужно учиться

Профессия веб-аналитика или digital-аналитика востребована на рынке, но информация по ней противоречива. Мы решили разобраться, кто же такой веб-аналитик и в чем состоит его работа.

профессия веб аналитик

Цели и задачи профессии

Задача веб-аналитика — найти, как повысить доходы компании и уменьшить расходы. Работая с информацией, аналитик видит, в какие направления стоит вкладывать деньги, чтобы получить дополнительные заказы, продажи, лиды. Или наоборот — на какие направления бюджет нужно сократить.

С помощью данных аналитики проверяют задачи и гипотезы в маркетинге: насколько гипотезы достоверны, а задачи выполнимы.

Собранные данные аналитик передает маркетологу, менеджеру по продукту или project-менеджеру. На этой основе маркетолог принимает решение.

Какие бывают веб-аналитики

Веб-аналитиков можно условно разделить по направлениям:

  • специалисты, которые разрабатывают и настраивают системы аналитики, готовят базу для сбора данных
  • те, кто анализирует собранную информацию
  • те, кто совмещает оба направления

Кроме того, выделяются специализации:

  • анализ трафика
  • анализ конверсий и UX-аналитика

Специалисты по анализу трафика ищут, как увеличить его объем и снизить его стоимость.

Специалисты по анализу сайтов и UX анализируют поведение пользователей на сайте. Они отслеживают переходы пользователя по сайту, строят воронки. Смотрят, где происходит просадка, куда пропадают пользователи, почему они пропадают, и ищут возможные решения проблемы.

Такие аналитики проводят дополнительные исследования, юзер-тесты. Используются методы интервью и опроса. Аналитику нужно понять, почему посетители не оформляют покупку, чем не нравится сайт или продукт, что ожидает посетитель от сайта.

Что входит в обязанности веб-аналитика

Основные обязанности веб-аналитика — собирать и обрабатывать данные. В небольших компаниях он также анализирует эти данных и выдает рекомендации для принятия решения. В крупных организациях, где работает штат аналитиков, обязанности распределяются между ними. Одни только готовят данные, другие их анализируют.
чем занимается веб аналитик
Стандартный набор инструментов, которыми обязан владеть веб-аналитик:

  • Google Analytics
  • Google Tag Manager
  • Яндекс Метрика
  • MySQL
  • JavaScript

Аналитику нужно владеть этими инструменты на уровне настройки, понимать, как они работают. Он должен знать, где и какие данные смотреть, о чем они сигнализируют, как их применять. MySQL позволяет создавать нужные запросы к базе данных и получать информацию. Java-скрипт нужен для вставки кодов отслеживания на сайте и написания техзадания разработчику.

Есть другие направления анализа, где требуется анализировать большой массив данных. В этом случае используется язык для анализа данных — R или Python.

Также для аналитика важно знать статистику. Это позволит правильно обрабатывать данные, понимать достоверность и достаточность информации и принимать правильные решения.

Здорово, если веб-аналитик разбирается в визуализации данных. Для этого ему нужно дополнительно изучить инструменты Power BI или TABLEAU. Подробнее о них — в нашей статье про сервисы веб-аналитики.

Из личных качеств самое важное — уметь задавать вопросы. Часто приходится уточнять задачу, которую ставит руководитель перед аналитиком, задавать много дополнительных вопросов.


Руководитель: «Выясни, почему упали продажи!»

Аналитик: «Когда упали — в этом месяце или в прошлом? По какому каналу упали? Продажи чего именно? По какому сегменту – по новым покупателям или повторные?».


Как стать веб-аналитиком

Веб-аналитик вырастает из других специалистов: контекстологов, front-end-разработчиков, интернет-маркетологов.

Если говорить про настройки системы аналитики, то существуют аналитики-разработчики. Ими становятся обычно front-end-разработчики.

Существуют переходы внутри специализаций: от трафика к оптимизации конверсий и проведению А/В тестов, к UX-аналитике.

Чему учиться, чтобы стать веб-аналитиком

Чтобы углубиться в профессию, специалисту стоит начать с изучения систем аналитики.

Есть специальные курсы по системам аналитики. Например:

Что почитать, чтобы стать веб-аналитиком

Блоги на русском

Блоги на английском

Кем может стать веб-аналитик

Аналитик может вырасти до руководителя аналитического отдела — это про менеджерские обязанности и helicopter view.

Еще один путь развития — Data Scientist. Это эксперт по аналитике с высоким уровнем технических навыков. Data Scientist владеет методами статистического анализа, навыками построения математических моделей, инструментами визуализации данных. От него ждут построения сложных алгоритмов решения задач и творческого мышления.

Data Scientist важно владеть:

  • Визуализацией данных
  • Машинным и глубоким обучением
  • Распознаванием образов
  • Подготовкой и преобразованием данных
  • Текстовой аналитикой

Востребованность на рынке труда

Зарплата веб-аналитиков в Москве по данным HH.ru — от 80 тыс. рублей. Для руководителя отдела веб-аналитики — от 120 тыс.

По запросу «веб-аналитик» находится 666 вакансий в Москве, 1500 по всей России.

веб аналитик вакансии
Правда, с нуля на веб-аналитика людей не берут. Нужен опыт работы.

Вывод

Профессия веб-аналитика перспективна на рынке труда, предложений по вакансии много. Стать аналитиком может специалист по контекстной рекламе, интернет-маркетолог или разработчик, если интересна тема анализа данных.

Изучение веб-аналитики начинается с обучения системам. Обязательно знать статистику и уметь задавать вопросы. В будущем веб-аналитик может вырасти до руководителя аналитического отдела или Data Scientist. Разобраться во всех тонкостях настройки вам поможет курс “Интернет-маркетинг для B2B и сложных рынков”.

Есть что дополнить по теме? Пишите в комментариях, делитесь полезными материалами и ссылками.

Тэги: