Маркетинговые исследования предоставляют качественную информацию, выраженную в цифрах. Это не просто предположения вашего маркетолога или общепринятое мнение в отрасли, а точные данные, на основе которых можно принимать управленческие решения.
Исследование рынка поможет принять решение о целесообразности выхода компании на новый рынок. Вот основные показатели рынка, которые будут подвержены оценке специалистов:
• емкость;
• темпы роста;
• основные игроки;
• доли, принадлежащие лидерам отрасли;
• позиционирование ведущих компаний.
Полученная информация поможет принять решение о перспективах компании на новом рынке и потенциале ее роста.
Сегментирование рынка — это исследование, которое помогает понять потребителя и принять решение о виде и характере маркетинговых активностей. Основная задача этого вида исследования — выявить все сегменты на рынке, которые могут быть интересны компании, а затем определить их основные характеристики:
• особенности поведения;
• величину сегмента и темп его роста;
• требования, предъявляемые к продукту различными группами потребителей;
• возражения и причины отказа от приобретения товара.
Эти данные позволяют выявить «болевые места» отрасли и улучшить свой продукт еще до запуска в продажу. А понимание сегментов помогает правильно составить товарную матрицу, максимально адаптированную под потребности клиентов. Но это далеко не все возможности исследования по сегментированию рынка. Вы также можете получить информацию о рыночных нишах с низкой конкуренцией, но с достаточно высоким спросом и перспективой роста рынка.
Исследование эффективности рекламной кампании помогает принять решение о ее дальнейшем проведении или приостановке. Параметрами для этого исследования, как правило, становятся такие показатели, как:
• охват рекламной кампании;
• понятность рекламного сообщения для целевой аудитории;
• запоминаемость рекламного посыла в связке с брендом компании;
• формирование потребности в приобретении рекламируемого товара;
• степень устаревания рекламного сообщения.
Результаты исследования позволят вам оценить, насколько успешной была ваша рекламная кампания, достигла ли она поставленных целей и что можно было бы улучшить при запуске новых рекламных кампаний.
Исследование уровня удовлетворенности клиентов компании отвечает на вопросы:
• соответствует ли товар ожиданиям его потребителей;
• соответствует ли образ товара в рекламе образу товара, формирующемуся после его приобретения и использования потребителем;
• какие характеристики товара снижают уровень удовлетворенности в ходе его использования.
Данные, полученные в ходе исследования уровня удовлетворенности потребителей, позволяют принять верное решение о том, необходимо ли улучшить характеристики товара. Нередко случается так, что неудовлетворенность клиентов вызвана не свойствами товара, а эффектом обманутых ожиданий. Происходит это из-за несоответствия рекламного сообщения и фактических свойств товара. И в этом случае нужно будет улучшать рекламные и маркетинговые коммуникации компании.
Принять решение о необходимости пересмотра ценовой политики поможет маркетинговое исследование по определению эффективной цены на продукт.
В ходе исследований оцениваются:
• спрос на продукт при существующей цене;
• прогнозируемый спрос на продукт при изменении цены, т. е. его эластичность;
• цена и уровень воспринимаемой ценности товара;
• готовность потребителя платить больше за данный товар;
• оптимальная цена продажи.
«Побочным эффектом» данного вида маркетингового исследования становится рост доходности бизнеса.
Какие еще маркетинговые исследования помогут вам принять правильное решение?
Мы можем долго перечислять различные виды исследований в маркетинге, но вы должны запомнить одно: каждое исследование должно иметь конкретную цель и задачи. Исследования ради получения информации не помогут вашему бизнесу стать прибыльнее. Тщательно обдумывайте цели маркетинговых исследований, и тогда вы сможете использовать их для принятия решений, которые дадут желаемый результат.
Правильно проводить и использовать маркетинговые исследования вас обучит курс “Директор по маркетингу”.