Модель McKinsey призвана выявить противоречия в работе компании и наладить бизнес-процессы. Взаимодействие внутри компании, какого бы масштаба ни был ваш бизнес, — это залог успеха или путь к неизбежному провалу. Свет в конце тоннеля увидят лишь те, кто понимает, что стратегия не может противоречить системе ценностей, а стиль отношений влияет на состав персонала.
Вы можете говорить о том, что ваш бизнес слишком мал и у вас нет стратегии. На самом деле стратегия, система ценностей, система управления есть абсолютно в каждой компании, и если они не прописаны на бумаге, то действуют как негласный закон.
Система ценностей, стиль отношений, стратегия — это элементы модели McKinsey, и сегодня вы используете их вслепую.
Как прозреть, или Когда эффективна модель McKinsey 7S?
Практическое применение метода McKinsey оправдано, когда вам необходимо сделать прогноз работоспособности компании при внедрении изменений. К примеру, вы решили объединить отделы внутри компании, но не знаете, как это отразится на бизнес-процессах. С помощью модели вы можете спрогнозировать возможные варианты событий и разработать меры по налаживанию процессов.
Модель McKinsey также применяют для:
Философия и практика
McKinsey рассматривает бизнес как единую систему, в которой неразрывно связаны все элементы: от стратегии до персонала. Если вы планируете изменить что-то в одном подразделении, то важно понимать, что это отразится на всей компании в целом. Бизнес — единая система, каждый элемент которой взаимозависим.
7 элементов успеха вашей компании
Основными элементами любой компании, согласно модели McKinsey, являются: система ценностей, стратегия развития, навыки сотрудников, система управления, состав сотрудников и структура организации.
Относительно простыми в управлении считаются «жесткие» элементы, или «жесткие С»: структура компании, стратегия развития и система или стиль управления. Это жесткие конструкции, которые находятся под контролем руководства фирмы. В небольших компаниях это собственник бизнеса, в крупных — топ-менеджмент.
«Мягкие С» — это система ценностей компании, стиль взаимоотношений, навыки сотрудников и состав персонала. Управлять мягкими элементами гораздо сложнее, но именно в них заложен потенциал развития компании.
Для проведения анализа по модели McKinsey необходимо детально разобраться в каждом элементе модели и ответить на вопросы.
Система ценностей — центральное С в любой компании. Она имеет непосредственное влияние на все подразделения компании. От системы ценностей зависят и стратегия компании, и стиль управления.
Вопросы для анализа элемента «Система ценностей»:
Система взаимоотношений, выстроенных в компании, способна показать, какой вес внутри компании имеют руководители подразделений и каково их влияние на успех вашего бизнеса.
Вопросы для анализа элемента «Система взаимоотношений»:
Состав персонала — элемент модели McKinsey, который отвечает за набор сотрудников, их практические навыки, эффективность системы мотивации.
Вопросы для анализа элемента «Состав персонала»:
Навыки или сумма навыков — это нематериальный ресурс компании. Компетенции, профессионализм, скорость работы сотрудников — это четвертый элемент модели McKinsey, который будет подвергаться анализу.
Вопросы для анализа элемента «Сумма навыков сотрудников»:
Система управления компанией — это жесткий элемент, который характеризует, в каком формате происходит ежедневное взаимодействие внутри компании.
Вопросы для анализа элемента «Система управления»:
Структура компании дает понимание того, как построено взаимодействие между различными подразделениями. Другими словами, это иерархия сотрудников на основании уровня их ответственности и подчинения.
Вопросы для анализа элемента «Структура компании»:
Стратегия развития компании определяет ключевую цель, к которой стремятся компания и каждый сотрудник в ней. Бизнес, работающий без долгосрочных целей, обречен на провал, т. к. именно приверженность ключевой цели влияет на принимаемые решения и способна создавать весомые конкурентные преимущества.
Вопросы для анализа элемента «Стратегия компании»:
Отвечая на вопросы по каждому из элементов модели 7S, вы вносите полученные данные в таблицу формата:
В итоге мы получаем 7 составляющих успеха компании и видим, существуют ли противоречия между ними. К примеру, проектная структура компании может отлично работать в небольшой компании, но по мере роста бизнеса управлять такой системой становится сложно. В этом случае структура и стратегия будут противоречить друг другу. Наша задача — привести элементы к «единому знаменателю», т. е. убрать существующие или возможные противоречия.
По мере роста бизнеса эффективнее будет выделить отдельные подразделения и наделить каждое из них четко оговоренным набором функций. В итоге клиент будет передаваться из подразделения в подразделение как на конвейере и противоречие будет устранено.
Задача модели McKinsey — устранить все противоречия и наладить бизнес-процессы, поэтому, как только мы заполнили первую таблицу и увидели недостатки системы, необходимо провести работы по их устранению.
Мы снова заполняем таблицу и вносим в нее корректировки в соответствии с изменениями, которые происходят в компании или запланированы на ближайшее будущее.
Пошаговая инструкция применения модели McKinsey 7S
Шаг 1. Собрать информацию по каждому из описанных выше элементов: от системы ценностей до стратегии. Внести данные в таблицу.
Шаг 2. Проанализировать полученные данные и выявить существующие или возможные противоречия.
Шаг 3. Внести изменения в таблицу, а затем и в работу компании таким образом, чтобы все 7 элементов работали наилучшим образом. На этом шаге не стоит принимать быстрых решений, взвесьте все «за» и «против».
Шаг 4. Подробно опишите планируемые изменения и каким образом вы будете их осуществлять.
Шаг 5. Начните вносить изменения в работу компании. Определите сроки и ответственных за внедрение изменений.
Шаг 6. Проанализируйте эффективность работы компании после внедренных изменений. Проведите заключительный анализ 7 элементов и проверьте, действительно ли компания работает теперь без противоречий и на пути к успеху не существует внутренних препятствий.
Разработать и внедрить эффективную маркетинговую стратегию вы сможете под руководством преподавателей-практиков на курсе “Директор по digital-маркетингу”.