Мы продолжаем тему ценообразования и в этот раз поговорим о структуре оптовых и розничных цен.
При реализации продукции предприятие должно установить оптимальную цену, то есть такую, которая устраивает всех участников рынка. Цена может быть оптимальной с трех позиций.
Компании, которые продают аналогичный товар на рынке, устанавливают диапазон цен. Чтобы быть конкурентоспособным, предприятие должно установить такую цену, которая будет выгодно смотреться на фоне цен конкурентов и обеспечит необходимый уровень спроса.
Не совсем верно думать, что лучшая цена для потребителя — та, что ближе к нулю. Потребители покупают не товары сами по себе, а решения своих проблем и потребностей с помощью этих товаров. Свойства и преимущества товаров дают возможность потребителям понять, смогут ли они решить свою проблему с помощью конкретного товара. За решение проблемы потребители готовы платить определенную цену.
Цена, которую готов заплатить потребитель, определяет возможности маневра для производителя. Если установить цену выше этого показателя, стоимость будет завышенной и ограничит спрос.
Такая цена, при которой компания полностью окупает средства, вложенные в производство продукции, и получает необходимую норму прибыли.
|
Минимальная цена
При оптимальной для себя цене предприятие полностью окупает все расходы и получает желаемый уровень прибыли. Однако не всегда есть возможность установить такие цены из-за конкуренции или эластичности спроса. Поэтому нужно рассчитать минимальную цену— тот уровень, при котором окупается себестоимость и обеспечивается минимально допустимая рентабельность.
Оптовая цена — это цена, которая устанавливается для закупок крупных партий товар. По этой цене покупают:
Оптовая цена — это себестоимость продукции + прибыль предприятия.
Отпускная цена — фактическая цена, по которой предприятие реализует товар оптовому покупателю. Она включает в себя акцизы и НДС.
Оптимальная цена | Минимальная цена | |
Себестоимость продукции: | 200 р./ шт. | |
Плановая рентабельность: | 25% | 10% |
Прибыль на единицу продукции: | 200*0,25 = 50 р. | 200*0,1 = 20 р. |
Оптовая цена: | 200 + 50 = 250 р. | 200 + 20 = 220 р. |
НДС (20%): | 250 * 0,2 = 50 р. | 220 * 0,2 = 44 р. |
Отпускная цена: | 250 + 50 = 300 р. | 220 + 44 = 264 р. |
Такой метод расчета цены основывается на показателях себестоимости и рентабельности. При работе на сформированных рынках придется учитывать ценовую политику конкурентов. Если конкуренты реализуют свою продукцию по более низким ценам, скорей всего компании придется скорректировать свою стратегию и снизить ожидания по прибыли.
Розничная цена — это цена, по которой товары продаются конечному потребителю (населению). При реализации товаров в розницу часто между производителем и потребителем находится цепочка посредников.
Финальная цена в рознице зависит от того, сколько всего посредников находится в цепочке реализации товара. Чем их больше, тем выше наценка по отношению к отпускной цене.
Пример расчета розничной цены
Для основы расчета возьмем отпускную цену из предыдущего примера.
Оптимальная цена | Минимальная цена | |
Отпускная цена: | 300 р. | 264 р. |
Торговая наценка (35%): | 300 * 0,35 = 105 р. | 264 * 0,35 = 92,4 р. |
Розничная цена: | 405 р. | 356,4 р. |
Перед определением цены на продукцию важно иметь четкие представления по таким основным моментам:
|
|