09.11.2018 Ульяна Тихова
В этой статье поговорим о разработке маркетинговой стратегии. О том, почему это так необходимо, из каких этапов состоит, что нужно учитывать.
Что важно для успеха любой компании? Здесь можно привести множество различных факторов, но все они сводятся к нескольким базовым вещам:
- компания должна знать своих потребителей, их потребности и предпочтения;
- производить востребованный продукт, который «закрывает» потребности клиентов;
- работать лучше конкурентов (по качеству или цене, а лучше — по обоим параметрам);
- уметь доносить информацию о преимуществах своего продукта до потребителей, хорошо делать продвижение.

Что такое маркетинговая стратегия и почему она должна быть у компании?
Маркетинговая стратегия — это долгосрочный стратегический план, который определяет три ключевых момента:
- Какие потребности клиентов компания будет удовлетворять с помощью своих продуктов.
- Что компания будет делать для успешной конкуренции на рынке.
- Как компании получить с этого всего прибыль.
Любая компания имеет ограниченные ресурсы и работает на рынке с определенным объемом, «вечно неудовлетворенными потребителями» и «злыми конкурентами». На рынке есть возможности, в которых потенциально компания может добиться успеха (получить прибыль). В этих условиях компания должна грамотно использовать свои внутренние ресурсы, чтобы занять долю рынка, получать клиентов и стабильную прибыль.
Стратегия — это способ определить приоритетные направления развития компании и спланировать деятельность. Она помогает:
- оптимально использовать ресурсы (финансовые, материальные, технологические и т.д.);
- предотвратить ошибочные действия;
- повысить эффективность работы.
Виды маркетинговых стратегий
По конкурентному преимуществу:
- Стратегия дифференциации. Преимущество над конкурентами за счет более высокого качества продукции, или наличия особых характеристик/функционала.
- Минимальные издержки. Если компания может добиться меньших издержек, чем у конкурентов — это можно использовать для привлечения потребителей, установив самую низкую цену на рынке.
- Фокусирование на издержках. Минимизация издержек, направленная на один сегмент потребителей.
- Фокусирование на дифференциации. То же, что и стратегия дифференциации, только направленная на один сегмент.
Ценовые стратегии:
- Лидерство по цене. Тут все просто — нужно держать самые низкие цены (если издержки это позволяют).
- Следование за конкурентом. Цены на уровне среднерыночных.
- «Снятие сливок». Цены выше, чем у всех конкурентов.
Товарные стратегии:
- Инновации. Создание и вывод на рынок абсолютно нового продукта.
- Модификация. Взять уже существующие продукты, которые пользуются спросом, и создать несколько их вариантов (с дополнительными/улучшенными характеристиками и возможностями).
- Изъятие. Прекращение производства или продажи конкретного продукта.
Вообще, есть много разных видов маркетинговых стратегий. На любой случай, так сказать. Здесь можно почитать о том, какую стратегию использовать при выходе на рынок с новым продуктом, на который еще нет сформированного спроса.
|
Какие цели должны быть у маркетинговой стратегии
У любого плана должны быть цели. Цели маркетинговых стратегий можно разделить на 4 основных группы.
- Рыночные. Эта группа еще называется внешними программными целями. Сюда входит:
- захват определенной доли рынка;
- цели по достижению нужного количества клиентов;
- объем продаж.
- Производственные. Цели, которые направлены на выполнение действий, необходимых для достижения целей первой группы — рыночных. Например, сюда могут входить планы по увеличению производственных мощностей, обеспечение необходимого объема производства, разработка и внедрение технологий.
- Организационные. Цели по организации управленческой структуры, по управлению предприятием, набору персонала и т.д.
- Финансовые. В них указываются финансовые показатели, на которые должна выйти компания. Например, базовые и самые важные финансовые цели:
- размер издержек;
- валовая прибыль;
- чистая прибыль;
- рентабельность.
Этапы разработки маркетинговой стратегии
Процесс разработки маркетинговой стратегии состоит из трех ключевых этапов:
- аналитический;
- практический;
- контрольный (контроль реализации стратегии, оценка и корректировка при необходимости).
Аналитика: с чего необходимо начинать разработку маркетинговой стратегии
Чтобы хорошо спланировать развитие компании, нужно ясно понимать, в какой отправной точке она находится. Поэтому при разработке маркетинговой стратегии важно уделить время исследованиям и аналитике.
- Оценка текущего состояния рынка. Важно понять, что уже делает компания, каких результатов добивается и за счет чего. А также нужно оценить состояние рынка: какой его потенциал, какие тенденции на нем преобладают, как развивается.
Вот несколько ключевых вопросов, на которые нужно получить ответ:
- Какую долю рынка занимает сейчас компания.
- Емкость рынка и есть ли на нем возможность расширения.
- Состояние рынка: рост, медленный рост или стагнация.
- Какой объем продаж в каждом квартале. Определить, что влияет на изменение объема (производительность предприятия, сезонный спрос и т.д.).
- Как обстоят дела с ценами на рынке. Динамика их изменений, влияние на уровень спроса.
- Состояние рынка поставщиков.
- Сегментация рынка и определение потребительского интереса. На этом этапе компании нужно четко определить, с каким сегментом рынка она будет работать. По сути, здесь следует точно описать выбранный сегмент:
- Портрет целевой аудитории.
- Потребности клиентов. Хорошо, когда компании удалось найти те потребности потребителей, для удовлетворения которых еще нет продуктов на рынке (или те, что есть — недостаточного качества).
- Какой продукт компания может предложить потребителям (товар или услугу).
- Анализ конкурентов. Здесь нужно не только оценить деятельность других предприятий, но и способность своей компании успешно конкурировать с ними.
Для определения уровня конкуренции и сравнения компании с ними есть отличный инструмент — модель пяти сил Портера. Этот инструмент используется для того, чтобы понять структуру отрасли и оценить потенциальные возможности извлечения прибыли.
С помощью этой модели компания должна найти такую сферу деятельности, где она будет защищена от конкурентов. Или же разработать уникальную бизнес-модель для получения высокой прибыли (выше, чем в среднем по отрасли).
Итак, по модели Портера нужно провести анализ 5 основных аспектов:
- Рыночная власть поставщиков. Этот анализ позволяет определить, насколько сильное положение на рынке занимают поставщики. Вот на что нужно обратить внимание:
- Есть ли достаточное количество поставщиков;
- есть ли поставщики в нужных регионах (важно для логистики);
- какие цены у поставщиков;
- как обстоят дела с издержками у поставщиков, могут ли они их снижать, нет ли факторов, которые вынуждают поставщиков поднимать цены;
- уровень качества продукции у поставщиков;
- как много покупателей у поставщиков, нет ли между ними конкуренции за поставщика.
- Рыночная власть потребителей.
- Количество покупателей и продавцов. Есть ли крупные игроки на рынке.
- Чувствительны ли покупатели к цене вашего продукта? Это во многом зависит от того, насколько у покупателей прибыльная отрасль.
- Какие затраты покупателей при смене поставщика. Насколько легко им это сделать. Чем легче сменить поставщика при низких затратах, тем менее прочное положение вашей компании.
- Насколько важно качество, как оно влияет на качество товаров или услуг ваших покупателей.
- Позволяет ли ваш продукт клиентам снижать издержки или экономить.
- Конкуренция.
- Что сейчас с конкуренцией в вашей отрасли? Есть лидер и мелкие игроки? Или же рынок делят несколько равных по силе компаний. Во втором случае конкуренция более интенсивная.
- Что делают ваши конкуренты: используют агрессивные стратегии роста, или просто спокойно работают на зрелом рынке?
- Что с темпами роста отрасли: нет ли замедления.
- Особенности продукции конкурентов. Выделяется ли она чем-то, есть ли уникальные особенности или характеристики?
- Насколько сбалансированы спрос и предложение?
- Уровень постоянных издержек в отрасли. Есть ли возможности добиться их снижения?
- Анализ появления новых игроков.
- Порог входа в отрасль: при относительно легко доступных технологиях и оборудованию, чем ниже минимальный уровень капитала — тем выше вероятность появления новых игроков на рынке.
- Каналы сбыта. Насколько легко (или сложно) их выстроить в конкретной отрасли?
- Насколько важен для клиентов бренд? Как повлияет смена бренда на уровень спроса?
- Что могут сделать существующие компании для вытеснения новых игроков с рынка?
- Есть ли возможность для новых игроков получить субсидии или банковские кредиты?
- Продукты-заменители.
- Есть ли товары-заменители? Кто их производит?
- Уровень качества и функциональности товаров-заменителей.
- Что предпочитают потребители?
- Какая стоимость перехода потребителей на продукт-заменитель?
На этапе первичной аналитики также нужно провести SWOT-анализ для оценки сильных и слабых сторон компании, потенциала развития, возможностей.
- Анализ продуктового портфеля. Какое место занимает каждый из продуктов компании:
- какую долю занимает в структуре прибыли;
- темпы роста;
- объем продаж;
- перспективность.
- Определение маркетинговых целей. Например, увеличение объема продаж или рост прибыли. Исходя из этих целей и нужно будет выбрать маркетинговую стратегию.
Также нужно построить дерево целей: задачи и подзадачи, которые необходимы для выполнения главной цели.
Например, для цели «увеличение объема продаж» задачи могут быть такими:
- расширить ассортимент продукции;
- привлечение большего количества клиентов;
- развить и улучшить систему дистрибуции.
А подзадачи:
- найти другие каналы сбыта;
- разработать программу продвижения;
- улучшить продукт или разработать новые его вариации.
При удачной игре в казино главное — вовремя уйти, иначе можно все потерять. Компании же важно не только успешно вывести продукт, но и вовремя уйти с рынка, если дела идут плохо. Читайте о маркетинговых стратегиях на этапе спада рынка.
|
Маркетинговый план
Центральный этап разработки маркетинговой стратегии — маркетинговый план. Вот что важно проработать на этом этапе:
- Способ борьбы с конкурентами. Здесь следует выбрать параметры, по которым компания имеет преимущества над конкурентами. Это могут быть параметры непосредственно продукта, или самой компании. По этим параметрам нужно определить план развития.
- Действия в целевых сегментах рынка. Постепенный уход из неперспективных сегментов, а в сегментах с большим потенциалом — активные действия (расширение ассортимента, открытие новых торговых точек и т.д.). Если компания работает с несколькими сегментами — для каждого из них должна быть своя стратегия развития.
- Комплекс маркетинга. Не забыли классическую теорию (4P)? Финальный этап планирования. Здесь нужно определить действия, которые помогут реализовать стратегию, по каждому элементу маркетинг-микса: Product, Price, Place, Promotion. Важно указать: что нужно сделать, какие сроки, какой бюджет, кто ответственный.
Контрольный этап: стратегию нужно корректировать
Любая компания работает не в идеальных условиях. Могут меняться ситуации на рынке, расстановка сил, поведение потребителей и конкурентов. Маркетинговая стратегия предприятия должна быть гибкой и реагировать на все эти изменения.
К тому же не стоит забывать, что в маркетинг — это по большей части разработка и тестирование различных гипотез. Поэтому что-то на практике может сработать хуже, чем предусмотрено при разработке маркетинговой стратегии.
Важно проводить проверку и контроль стратегии, которая уже начала реализовываться.
Ключевые моменты при контроле:
- Реагировать на поведение других игроков рынка. Например, если конкуренты снижают цены или делают существенное улучшение своего продукта, вам придется корректировать стратегию, если в этом случае теряете преимущество.
- Отслеживать поведение потребителей, изменение их потребностей и предпочтений.
- Проверять эффективность реализации стратегии. Отказываться от действий, которые дают низкую эффективность. Например, от неэффективного канала продвижения.
Выводы
Маркетинговая стратегия — важная часть общей стратегии компании. Она помогает выбрать перспективное направление развития бизнеса, в котором все ресурсы компании будут работать на полную мощность и приносить эффективный результат.
Хорошая стратегия поможет:
- увеличить долю присутствия на рынке;
- поднять уровень продаж;
- получить постоянных клиентов;
- обойти конкурентов и стать лидером на рынке;
- увеличить чистую прибыль компании.
Научитесь строить комплексные маркетинговые стратегии на курсе «Директор по Digital-маркетингу». Вы получите фундаментальные теоретические и практические знания, которые можно уже во время обучения применять в своем бизнесе и получать результаты.
|